Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики
Главная / Подробно
·Главная
·Преподавательский состав
·Научная работа
 ·Кружок
 ·Направления
 ·Исследования
·Учебно-методическая работа
 ·Дистанционное обучение
·Дополнительное образование
 ·Коммерческие услуги
·Постдипломное образование
 ·Ординатура
 ·Курсы
·К экзамену
 ·Общие положения
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики осуществляет преподавание дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» на всех факультетах додипломного образования за исключением фармацевтического:
  • лечебный факультет (4 и 5 курсы);
  • медико-профилактический факультет (4 и 5 курсы);
  • факультет подготовки научно-педагогических кадров (ФПНПК) (4 и 5 курсы);
  • факультет высшего сестринского образования (ВСО) (дневное и вечернее отделение) 3 и 4 курсы.
Помимо этого, кафедра проводит занятия с 6-ми курсами лечебного факультета, МПФ, ФПНПК по 53 часовому циклу, включающему циклы «Экономическая теория» и «Основы менеджмента и экономики здравоохранения» и преподает в настоящее время «Экономическую теорию» студентам 1 курса стоматологического факультета, открытого в академии с сентября 2001 года. В дальнейшем, помимо вышеуказанных курсов и групп, на кафедру придут изучать предмет студенты 4 и 5 курсов стоматологического факультета и заочного отделения факультета ВСО Таким образом, преподавание ведется практически на всех старших курсах додипломного уровня.

Преподаются:

  • Общественное здоровье и здравоохранение.
  • медико-профилактический факультет (4 и 5 курсы);
  • Основы менеджмента и экономики здравоохранения.
Говоря о значимости изучения этих дисциплин следует отметить, что в настоящее время, независимо от специальности, любой врач-выпускник медицинского вуза должен иметь знания и умения по анализу и оценке состояния здоровья населения, экспертизе трудоспособности, оценке и анализу деятельности органов и учреждений здравоохранения в условиях обеспечения гарантий бесплатной медицинской помощи, в условиях реформирования отечественного здравоохранения, развития медицинского страхования и альтернативных источников финансирования. Тем более эти знания и умения необходимы студентам факультета ВСО, получающим при выпуске квалификацию «менеджер» сестринского дела.

Раньше дисциплина и кафедра имели иное название «социальная медицина и организация здравоохранения». В январе 2000 года решением ВАК РФ переименована научная дисциплина, а в марте 2000 года Приказом МЗ РФ переименована и учебная.

Это новое название наиболее отвечает условиям реформирования здравоохранения и приоритету проблем здоровья населения в условиях радикальных социально-экономических преобразований в России.

Новая типовая программа
Происходящие изменения в общественном здоровье и здравоохранении привели к необходимости пересмотра содержания и объема материала лекций и практических занятий, предусмотренных предыдущей программой по дисциплине (1992 г.). Решением Всероссийской конференции заведующих кафедрами СМ, О и ЭЗ (1997 г.) нашей кафедре было поручено возглавить рабочую группу шести медицинских вузов по подготовке новой типовой программы по дисциплине. Программа эта подготовлена, обсуждалась в 1999 г. на Всероссийской конференции заведующих кафедрами, была одобрена и утверждена, действует с 2000 года.

Программа составлена с учетом специфики преподавания на разных факультетах вузов и состоит из трех частей: 1-ая часть ориентирована на лечебный факультет, 2-ая содержит дополнения для медико-профилактического, педиатрического и стоматологических факультетов, 3-ая - включает вопросы взаимосвязи общественного здоровья и здравоохранения с клиническими и гигиеническими дисциплинами.

Для факультета ВСО подготовлена отдельная программа (1998 г.). Следует отметить, что эта программа также стала основной (базовой) для преподавания дисциплины.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М. Сеченова является разработчиком и этой программы по дисциплине.

И, наконец, сотрудниками кафедры подготовлена «Сквозная программа экономического образования врача на додипломном уровне его подготовки» (1998 г.), включающей разделы: «Экономическая теория», «Экономика здравоохранения», «Экономические вопросы для изучения в отдельных дисциплинах» и «Воспитание врача».

Эта программа также была обсуждена и утверждена на семинаре заведующих одноименными кафедрами России в июне 1998 г.

Кафедра активно работает над совершенствованием учебной и учебно-методической литературы для студентов.

Занятия со студентами
Занятия со студентами на кафедре проводятся в традиционной форме: лекции, практические и семинарские занятия, а в конце цикла обучения (5 курсы и 4 ВСО) занятия завершаются деловой игрой по теме «Здоровье населения и совершенствование медицинской помощи», со студентами 6 курса занятия по отдельным темам проводятся методом групповой динамики («малые группы»). В процессе освоения тем студенты решают ситуационные задачи, выполняют курсовые задания. При этом обучение на кафедре подразделяется по семестрам.

1 цикл - 4 курс (3 курс для ВСО) - здоровье населения и методы его изучения.
2 цикл - 5 курс - организация медицинской помощи.
3 цикл - 6 курс - как было сказано выше - Основы менеджмента и экономика здравоохранения.

В процессе обучения в 1 цикле студенты 4 курса лечебного факультета, МПФ и 3 курса ВСО выполняют курсовую работу «Здоровье населения и методы его изучения», где проводят анализ и оценку здоровья населения на примере одного из городов.

На 5 курсе лечебного ф-та, МПФ и 4 курсе ВСО - курсовую работу «Здоровье населения и организация медицинской помощи», включающую анализ деятельности учреждений здравоохранения (лечебный факультет, ВСО) и санитарно-эпидемиологической службы (МПФ).

Студенты 5 курса ФПНПК выполняют индивидуальные курсовые работы по собственному выбору с учетом специфики своих профильных кафедр.

Помимо этого студенты 4 курса ВСО в осеннем семестре (4 курса) по желанию выбирают одну из кафедр административно-управленческого направления для написания курсовой работы. Эта работа, как правило, становится преддипломной. При защите в зимнюю сессию комиссия дает рекомендации студенту для выполнения дипломной работы.

Из 100 студентов ВСО (дневного и вечернего отделений) в среднем на курсе пишут курсовые работы по общественному здоровью и здравоохранению 30 человек.

Формами контроля обучения студентов являются:
на 4 курсе

  • защита курсовой работы
  • тестовый контроль
  • опрос по лекционному материалу
  • вопросы по практическим занятиям;
на ВСО
  • 3 курс аналогичен 4 курсу других факультетов
  • 4 курс - дифференцированный зачет;
  • на 6 курсе - зачет с применением тестовых заданий, устного опроса.
Завершается обучение по дисциплине студентов лечебного факультета, МПФ, ФПНПК сдачей государственного экзамена после 5 курса (9 семестр), причем данный экзамен является отдельным экзаменом - компонентом итоговой государственной аттестации студентов (ИГА).

Этот экзамен по дисциплине с 1997/98 учебного года проходит в три этапа:

  • 1 этап - оценка практических умений и навыков,
  • 2 этап - аттестационное тестирование,
  • 3 этап - итоговое собеседование.
1 этап - итоговая оценка по результатам защиты 2-х курсовых работ, выполненных на кафедре (4 и 5 курсы) и с учетом полученного зачета на 5 курсе, который является определяющим при оценке.

2 этап - тестовый контроль, проведенный на компьютерной основе.

3 этап - итоговое собеседование (с решением ситуационной задачи) на кафедре с экзаменатором и членами гос. экзаменационной комиссии по лекционному материалу и семинарским занятиям.

По результатам 3-х этапов комиссией выставляется итоговая оценка.

Студенты 4 курса ВСО проходят государственную итоговую аттестацию в июне, также в 3 этапа.

1 этап - междисциплинарное тестирование, в котором общественное здоровье и здравоохранение является одним из предметов блока административно-управленческих дисциплин, включающих общественное здоровье и здравоохранение, менеджмент, маркетинг, медицинское и фармацевтическое товароведение, экономику и медицинское право.

2 этап - защита дипломных работ.

3 этап - государственный экзамен.

При этом, с учетом 2-х направлений по специализации (психолого-педагогическое и административно-управленческое) студентам представлено право выбора: государственный экзамен по педагогике, психологии и защита дипломной работы по административно-управленческому направлению и наоборот. Но на защиту дипломных работ по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» выходят только те студенты, которым было рекомендовано продолжать и развивать преддипломные курсовые работы.

В среднем из всего блока административно-управленческого направления за все годы выпуска студентов факультета ВСО на кафедре общественного здоровья и здравоохранения выполнялось 54% дипломных работ, что, несомненно, говорит об интересе студентов к нашей дисциплине.

Воспитательная работа со студентами
Важным разделом деятельности является не только учебная и учебно-методическая, но и воспитательная работа со студентами, проводимая кафедрой.

В соответствии с Указами Президента, решениями и постановлениями Правительства РФ, касающихся области здравоохранения и права, все преподаватели в беседах, лекциях и семинарских занятиях стараются донести до слушателей цель, сущность и механизм проводимых в жизнь мероприятий.

Акценты, прежде всего, делаются на профилактику заболеваний, охрану материнства и детства, качество медицинской помощи, подготовку кадров в условиях перехода к рыночной экономике.

Кафедра ввела новый раздел в программу «Укрепление здоровья. Современные проблемы профилактик». В программе обучения обязательной является тема «Здоровый образ жизни» (3 часа). Причем, кафедра является чуть ли не единственной в академии, где предусмотрено занятие по методике гигиенического обучении воспитания населения. Студенты подробно и четко обретают навыки по основным методам, средствам и принципам данного вида деятельности.

Обязательными в преподавании являются вопросы биоэтики. По возможности, они рассматриваются во всех темах занятий. Детальное изучение этого вопроса осуществляется на всех факультетах на семинарах «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», в котором рассматриваются такие вопросы как: комитеты (комиссии) по этике, права пациента, права отдельных групп граждан, гарантии осуществления медико-социальной помощи, права, социальная защита и ответственность медицинских работников.

Кроме того, для студентов 6 курса в цикле «Основы менеджмента и экономики здравоохранения» рассматриваются вопросы «Этика предпринимательства в медицине», «Ответственность медицинских учреждений и медицинских работников в условиях рыночной экономики», «Организационные формы предпринимательской деятельности».

Интеграции обучения на до- и последипломном этапах
Кафедра большое внимание уделяет интеграции обучения на до- и последипломном этапах обучения. Преподавание вопросов теории экономики, основ менеджмента и экономики здравоохранения, включая вопросы инноваций в здравоохранении, основ менеджмента, маркетинга, финансирования, правовых аспектов деятельности ведется на 6 курсе, но выпускники имеют возможность изучить эти вопросы более углубленно на факультете управления здравоохранением (ФУЗ).

Следует отметить, что студенческий научный кружок, элективы, а также занятия на 6 курсе являются формой определенной профориентации выпускников на ФУЗ.

../Наверх /Главная /Преподаватели /Наука /Учеба /Дополнительно /После диплома /K экзамену
© Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики, ММА 2001
Hosted by uCoz