/ Главная / Подробно | |
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики осуществляет преподавание дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» на всех факультетах додипломного образования за исключением фармацевтического:
Преподаются:
Раньше дисциплина и кафедра имели иное название «социальная медицина и организация здравоохранения». В январе 2000 года решением ВАК РФ переименована научная дисциплина, а в марте 2000 года Приказом МЗ РФ переименована и учебная. Это новое название наиболее отвечает условиям реформирования здравоохранения и приоритету проблем здоровья населения в условиях радикальных социально-экономических преобразований в России.
Происходящие изменения в общественном здоровье и здравоохранении привели к необходимости пересмотра содержания и объема материала лекций и практических занятий, предусмотренных предыдущей программой по дисциплине (1992 г.). Решением Всероссийской конференции заведующих кафедрами СМ, О и ЭЗ (1997 г.) нашей кафедре было поручено возглавить рабочую группу шести медицинских вузов по подготовке новой типовой программы по дисциплине. Программа эта подготовлена, обсуждалась в 1999 г. на Всероссийской конференции заведующих кафедрами, была одобрена и утверждена, действует с 2000 года.
Программа составлена с учетом специфики преподавания на разных факультетах вузов и состоит из трех частей: 1-ая часть ориентирована на лечебный факультет, 2-ая содержит дополнения для медико-профилактического, педиатрического и стоматологических факультетов, 3-ая - включает вопросы взаимосвязи общественного здоровья и здравоохранения с клиническими и гигиеническими дисциплинами. Для факультета ВСО подготовлена отдельная программа (1998 г.). Следует отметить, что эта программа также стала основной (базовой) для преподавания дисциплины. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М. Сеченова является разработчиком и этой программы по дисциплине. И, наконец, сотрудниками кафедры подготовлена «Сквозная программа экономического образования врача на додипломном уровне его подготовки» (1998 г.), включающей разделы: «Экономическая теория», «Экономика здравоохранения», «Экономические вопросы для изучения в отдельных дисциплинах» и «Воспитание врача». Эта программа также была обсуждена и утверждена на семинаре заведующих одноименными кафедрами России в июне 1998 г. Кафедра активно работает над совершенствованием учебной и учебно-методической литературы для студентов.
Занятия со студентами на кафедре проводятся в традиционной форме: лекции, практические и семинарские занятия, а в конце цикла обучения (5 курсы и 4 ВСО) занятия завершаются деловой игрой по теме «Здоровье населения и совершенствование медицинской помощи», со студентами 6 курса занятия по отдельным темам проводятся методом групповой динамики («малые группы»). В процессе освоения тем студенты решают ситуационные задачи, выполняют курсовые задания. При этом обучение на кафедре подразделяется по семестрам.
1 цикл - 4 курс (3 курс для ВСО) - здоровье населения и методы его изучения.
В процессе обучения в 1 цикле студенты 4 курса лечебного факультета, МПФ и 3 курса ВСО выполняют курсовую работу «Здоровье населения и методы его изучения», где проводят анализ и оценку здоровья населения на примере одного из городов. На 5 курсе лечебного ф-та, МПФ и 4 курсе ВСО - курсовую работу «Здоровье населения и организация медицинской помощи», включающую анализ деятельности учреждений здравоохранения (лечебный факультет, ВСО) и санитарно-эпидемиологической службы (МПФ). Студенты 5 курса ФПНПК выполняют индивидуальные курсовые работы по собственному выбору с учетом специфики своих профильных кафедр. Помимо этого студенты 4 курса ВСО в осеннем семестре (4 курса) по желанию выбирают одну из кафедр административно-управленческого направления для написания курсовой работы. Эта работа, как правило, становится преддипломной. При защите в зимнюю сессию комиссия дает рекомендации студенту для выполнения дипломной работы. Из 100 студентов ВСО (дневного и вечернего отделений) в среднем на курсе пишут курсовые работы по общественному здоровью и здравоохранению 30 человек. Формами контроля обучения студентов являются:
Этот экзамен по дисциплине с 1997/98 учебного года проходит в три этапа:
2 этап - тестовый контроль, проведенный на компьютерной основе. 3 этап - итоговое собеседование (с решением ситуационной задачи) на кафедре с экзаменатором и членами гос. экзаменационной комиссии по лекционному материалу и семинарским занятиям. По результатам 3-х этапов комиссией выставляется итоговая оценка. Студенты 4 курса ВСО проходят государственную итоговую аттестацию в июне, также в 3 этапа. 1 этап - междисциплинарное тестирование, в котором общественное здоровье и здравоохранение является одним из предметов блока административно-управленческих дисциплин, включающих общественное здоровье и здравоохранение, менеджмент, маркетинг, медицинское и фармацевтическое товароведение, экономику и медицинское право. 2 этап - защита дипломных работ. 3 этап - государственный экзамен. При этом, с учетом 2-х направлений по специализации (психолого-педагогическое и административно-управленческое) студентам представлено право выбора: государственный экзамен по педагогике, психологии и защита дипломной работы по административно-управленческому направлению и наоборот. Но на защиту дипломных работ по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» выходят только те студенты, которым было рекомендовано продолжать и развивать преддипломные курсовые работы. В среднем из всего блока административно-управленческого направления за все годы выпуска студентов факультета ВСО на кафедре общественного здоровья и здравоохранения выполнялось 54% дипломных работ, что, несомненно, говорит об интересе студентов к нашей дисциплине.
Воспитательная работа со студентами
Важным разделом деятельности является не только учебная и учебно-методическая, но и воспитательная работа со студентами, проводимая кафедрой.
В соответствии с Указами Президента, решениями и постановлениями Правительства РФ, касающихся области здравоохранения и права, все преподаватели в беседах, лекциях и семинарских занятиях стараются донести до слушателей цель, сущность и механизм проводимых в жизнь мероприятий. Акценты, прежде всего, делаются на профилактику заболеваний, охрану материнства и детства, качество медицинской помощи, подготовку кадров в условиях перехода к рыночной экономике. Кафедра ввела новый раздел в программу «Укрепление здоровья. Современные проблемы профилактик». В программе обучения обязательной является тема «Здоровый образ жизни» (3 часа). Причем, кафедра является чуть ли не единственной в академии, где предусмотрено занятие по методике гигиенического обучении воспитания населения. Студенты подробно и четко обретают навыки по основным методам, средствам и принципам данного вида деятельности. Обязательными в преподавании являются вопросы биоэтики. По возможности, они рассматриваются во всех темах занятий. Детальное изучение этого вопроса осуществляется на всех факультетах на семинарах «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», в котором рассматриваются такие вопросы как: комитеты (комиссии) по этике, права пациента, права отдельных групп граждан, гарантии осуществления медико-социальной помощи, права, социальная защита и ответственность медицинских работников. Кроме того, для студентов 6 курса в цикле «Основы менеджмента и экономики здравоохранения» рассматриваются вопросы «Этика предпринимательства в медицине», «Ответственность медицинских учреждений и медицинских работников в условиях рыночной экономики», «Организационные формы предпринимательской деятельности».
Кафедра большое внимание уделяет интеграции обучения на до- и последипломном этапах обучения. Преподавание вопросов теории экономики, основ менеджмента и экономики здравоохранения, включая вопросы инноваций в здравоохранении, основ менеджмента, маркетинга, финансирования, правовых аспектов деятельности ведется на 6 курсе, но выпускники имеют возможность изучить эти вопросы более углубленно на факультете управления здравоохранением (ФУЗ).
Следует отметить, что студенческий научный кружок, элективы, а также занятия на 6 курсе являются формой определенной профориентации выпускников на ФУЗ. |
../Наверх /Главная /Преподаватели /Наука /Учеба /Дополнительно /После диплома /K экзамену | |